пермский край

Заповедник Басеги

Восхождение на Северный и Южный Басег
за одну поездку
Еще когда мы жили на Самуи (Таиланд) я, купив билеты на родину, высматривал любопытные места для посещения. Интересовали меня национальные парки и заповедники вблизи Урала.
Таганай, Зюраткуль, Юдыг Ва и заповедники Вишерский с Басеги были в списке. При этом пока посещал местные достопримечательности, такие как Усьвинские столбы и Каменный город, то по пути постоянно засматривался на отворот к Басеги.

Усьвинские Столбы, Пермский Край. Идеально посещать их туманным утром. Тогда это место раскрывает весь свой потенциал

Заповедник Басеги - одно из самых недооцененных и малоизвестных достопримечательностей Пермского Края.
Всему виной сложная система бронирования и квоты на посещение. Обычно это замечательное и атмосферное место посещают около 300 человек в год.
Для того чтобы насладиться красотами заповедника, нужно связываться с администрацией напрямую и получать разрешение, либо ехать, как сделали мы, через тур. фирму. Важно обращаться к тем компаниям, кто сам туда часто ездит, а не просто отправляет туристов.
В Перми такая компания есть, имя ей Белый Камень.

Посещение заповедника строго в группах до 15 человек с инспектором или местным гидом.

Заповедник основан 1 октября 1982 года, на текущий момент его площадь составляет 37 957 га.
Здесь можно взобраться на хребты: Северный Басег, либо на Южный Басег. Мы рекомендуем посещать Северный, он наиболее красивый
Туры предлагают посещать один из Басегов, но нам повезло, т.к. в нашей поездке было запланировано оба хребта, что на самом деле редкость

Бесконечные просторы заповедника Басеги, Пермский Край

В заповеднике обитают росомахи, медведи, лоси, волки и огромное количество птиц и другого зверья. Подробнее о флоре и фауне вы можете узнать на добротном сайте заповедника.
Так что для фотографа и видеографа тут есть шанс увидеть дикого зверя в его естественной среде обитания.
Но стоит помнить, что шанс этот маленький, и многое зависит от погоды

Асфальтированных дорог в Басегах нет

Мы выехали из Перми около 7.30 утра, на комфортном автобусе добрались до Гремячинска, где получили пропуски, а я заполнил специальную форму т.к. у меня был дрон и несколько камер.
Я заблаговременно подготовил все документы, чтобы у меня была возможность полетать и поснимать в этом уникальном месте.

По таким дорогам в сумме мы проехали больше 10 часов за 2 дня

Наш выезд был уникален тем, что менеджеры этой компании договорились о том, что в этот раз мы посетим оба хребта: как Южный, так и Северный Басег.
Обычно группы приезжают смотреть только один, но нам повезло, и мы смогли посмотреть оба. Забегая вперед скажу, что передвигаться внутри заповедника можно, но долго, т.к. дороги между хребтами так себе.

В заповеднике есть реки, поэтому на простом автомобили их не проехать. Спасает "Буханка"

Уже находясь в заповедной зоне, попути к гостевому дому мы сделали остановку и, пока ребята готовили обед, я запустил дрон, обалдев от красоты.
Мне чертовски повезло т.к. погода все время была пасмурная, но в тот момент, когда дрон был запущен, ровно на те 20 минут, что я им управлял, вышло солнце и мне удалось сделать классные кадры.
Один из лучших кадров за время поездки
Какой кадр вам понравился больше? 1 или 2?
Знаете, говорят Басеги это не просто заповедник, а живой организм и если неправильно в нем себя вести, он может подпортить путешествие, или, наоборот, порадовать туристов - как в моем случае выдав феерический солнечный свет, который так необходим DJI Mavic Pro.
Мы выехали из Гремячинска около 14.00 и до гостевого дома мы добрались около 18.00, чтобы совершить восхождение на Северный Басег.

Хороший дом, в нем комфортно расположилось 8 человек. Есть печка, поэтому было тепло. Туалет на улице, так что ночью до него ходить страшновато. Шанс встретить зверя всегда есть, хоть и маленький

Погода сильно испортилась, и гиды, которые сопровождали нас, рекомендовали отложить подъем на завтра т.к. смысла в этом нет.
Как оказалось, они были правы, где-то через 30-40 минут спустилась одна из групп туристов, которые рассказали нам, что они попали под град, а на самом хребте ничего не было видно т.к. все было в тумане.

В ненастный день на вершине мало чего видно. От погоды тут многое зависит

Именно поэтому я рекомендую пользоваться услугами тех, кто сам регулярно водит группы на Басег т.к. они знают, на сколько быстро тут меняется погода, и могут быстро оценить обстановку и принять верное решение. Да, на следующий день нам пришлось совершить два подъема, но лучше уж так, чем страдать на хребте.
Мы спокойно расположились, вкусно поели у костра, сделали несколько классных кадров и легли спать, чтобы утром как можно раньше двинуть на Северный Басег.

Мы хоть и путешествуем самостоятельно были чертовски рады оставить все хозяйские хлопоты и сконцентрироваться на создании контента.
Насколько же яркая зелень около домика!
Следующий день.
Поднимаемся на Северный Басег.
За тот час, что требуется на подъем, поражает как меняется ландшафт.
Посмотрите на этой прекрасный растительный мир.
Дорога отлично сделана, где надо натянуты тросы, присутствуют указатели.
Я в восторге от того, в какой "форме" находится эта экотропа.
Курумник великолепен
Медведь гуляет по этим же тропинкам
Вишенка на торте - вид с Северного Басега. Если вы фотоохотник или любите снимать видео, то это место для вас. Я много где был, но если бы ко мне приехали иностранные друзья и попросили показать им лучшее, что есть на Урале, я бы повел их сюда.
Определенно у этой достопримечательности есть минус - абсолютно непрогонозируемая погода. Пока я летал, погода менялась несколько раз, а шквальный ветер мог запросто унести мой дрон в небытие, если бы я был новичком в управлении.

Один из моих любимых кадров. Дрон находится над хребтом Северного Басега. Гора уходит резко вниз, по пути встречая облака, а под ними лес.

В своем видео я хотел передать настроение этого места подобрав тревожную музыку. Да, в нашем путешествии была хорошая погода, но я никогда не забуду как быстро она менялась.
Но если вам повезет с погодой, вы сорвете джек-пот.
Панорама на 360 градусов, небо под ногами, красот настолько много, что очумеваешь от восторга.
Пока я пытался заснять все что можно, один из туристов просто сел на курумник и стал смотреть вдаль.
Я ему сейчас немного завидую, пока я пытался ухватить везде по чуть-чуть, Сергей, так звали этого обаятельного пенсионера, в полной мере насладился природой родного края.

А вы бы хотели так помедитировать?

Так приятно осозновать, что мусора нет и не будет. Работники заповедника - настоящие профессионалы и, например, директор Елена Михайловна Ульянова после восхождения еще минут 20 потратила своего личного времени, отвечая на наши вопросы о том, сколько на территории заповедника проживает медведей (от 20 до 30).
А также можно ли встретить мишку, пока идешь ночью в туалет - ответ "Да" )) и многие другие. По этой теме моя жена написала статью, в результате чего она стала любить меня чуточку больше. Рекомендую ознакомиться по вот этой ссылке

Вид на местную Фудзияму с Северного Басега

Мы быстро перекусили и пошли до КПП, чтобы отправиться на Южный Басег.

Спасибо Северному Басегу, но пора идти дальше

Пока ехали, водитель заповедника пару раз остановился, чтобы мы смогли сделать несколько кадров.
Мне очень нравится такой подход, ведь его никто об этом не просил, видно, что человек понимает запросы туристов и старается помочь.

Глухарей мы видели несколько раз, получилось даже заснять.

Мы выдвинулись на Южный Басег около 16.30 и за чуть менее чем 3 часа совершили восхождение на него. В этот раз сопровождал нас инспектор Андрей, у которого была большая "пушка".
Очень коммуникабельный товарищ, который рассказал нам про местную флору и фауну. С таким компаньоном очень приятно подниматься, где нужно руку подаст, где надо про ядовитое растение расскажет. Я, честно говоря, в положительном шоке по всем фронтам.

Подходим к хребту Южный Басег

Южный Басег чуть подсдал по красоте, т.к. погода была пасмурная, да и мы уже "наелись" природой заповедника. Хотя с дрона вид на хребет атмосферный и позволяет оценить на сколько огромны Басеги

Вернулись мы до 19.00, и это очень правильно, т.к. с вечера медведи становятся более активными. Кстати, на момент посещения у лосей шёл гон, так что от них тоже можно ждать проблем, поэтому вернуться пораньше это очень правильно, даже не смотря на то, что у нас есть человек с ружьем.
Южный Басег
Какой Басег посетить, если вы ограничены во времени?
Если сравнивать оба хребта, то Северный Басег выигрывает по красотам. К тому же у Северного при подъеме флора меняется несколько раз. Поднимаясь по эко-тропе, туристы пересекают подгольцовый и горно-тундровый пояса и выходят на скальную часть горы. Из-за этого можно создать разнообразный контент.

Минус Северного Басега - в плохую погоду не видно ни зги. Вы просто погуляете по хребту как ежик в тумане. Но у Южного Басега больше шансов встретить зверей. Из минусов, Южный менее красив, и вид с него не такой обалденный

Бродить по заповеднику в темное время суток не лучшая идея

После подъема мы перекусили и выехали домой от домика инспектора Андрея. Я запомнил время, было 19.50. В Перми у достопримечательности Соленые Уши (это центр города) мы оказались в 02.30, а домой зашли около 3 ночи полностью измотанные дорогой, но чертовски счастливые.

Стоимость подобного тура 8000 руб с человека. Это немного дорого, если не знать, что можно получить, и стоит ли игра свеч. Мы решили попробовать и остались в восторге. За исключением продолжительных переездов, поездка в заповедник была восхитительна.

Уверен, места тут грибные

Я брал с собой дрон. Для его использования мне нужно было предоставить заповеднику регистрацию и страховку на дрон. Те, кто летает уже, наверное, прошли регистрацию, но вот со страховкой может быть сюрприз. Я использовал ingos.ru и оформил страховку онлайн, которая начала действовать через пару дней.

Лучше идти с ночевкой т.к. можно остановиться на ночь в гостевом доме, который находится перед подъемом на Северный Басег. Дом отапливаемый, на 8 человек. Света нет, интернета нет, туалет на улице.
У вас будет больше шансов поймать погоду. Ведь если вечером будет туманно и град, как в нашем случае, то утром будет еще один шанс увидеть Северный Басег по всем великолепии.
Помните, что в затяжную дождливую погоду прохождение маршрута не разрешается.
Для тех, кто пользуется instagram, вот ссылка на наш проект. В нем мы публикуем анонсы маршрутов и разную полезную информацию.

Спасибо за то, что прочитали до конца. Пусть вам повезет с погодой.

Надеюсь когда-нибудь и вы сможете насладиться красотами заповедника Басеги.

Спасибо, что прочитали до конца. Меня зовут Лев Арамилев @lev_aramilev, я основатель проекта @thearamilevs, где блогеры, гиды и путешественники со всего мира создают маршруты для самостоятельных путешествий в формате "прочитал и поехал".
Желаю удачи, она вам определенно понадобится!